18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Графа Николая Румянцева провели египетские торговцы

Находящийся в Музее Миккеля, который был создан на базе переданного эстонскому Кадриоргскому художественному музею собрания Йоханнеса Миккеля (1907–2006), одного из крупнейших коллекционеров Эстонии, «мужской портрет из Фаюма», считавшийся работой I–II веков н. э., по итогам сентябрьских исследований специалистов Тартуского университета был признан созданным не ранее первой половины XIX столетия. Однако директор музея Александра Мурре  уверена, что почвы для скандала нет, так как экспертные исследования картины проводились в плановом порядке в рамках изучения музейных экспонатов.

В феврале 2009 года на выставке Музея Миккеля «Сокровища ушедших времен» экспонировался «мужской портрет античного периода» из коллекции Йоханнеса Миккеля, где его отнесли к предметам, «созданным культурами Древнего Египта, Греции и Месопотамии». «Портрет из Фаюма» имел безупречный (по меркам сегодняшней Эстонии) провенанс. Йоханнес Миккель приобрел его у латышского коллекционера Эдуарда Браманиса, который, в свою очередь, купил картину в 1939 году у директора Латвийского художественного музея, ученика Архипа Куинджи Вильгельма Пурвитиса (1872–1945), до революционных событий 1917 года бывшего хранителем в петербургском Эрмитаже. Со слов Пурвитиса считалось, что первоначально портрет принадлежал графу Николаю Румянцеву (1754–1826), который приобрел его в Египте. Версию о подлинности картины, по словам Мурре, поддерживали «непосредственность портрета и его не слишком высокий, провинциальный уровень исполнения».

Музейное сообщество Эстонии приговор экспертов явно не шокировал. Наоборот, по-прежнему не исключается вероятность того, что портрет мог быть «поправлен при реставрации конца XIX века» и что говорить о «развенчании» работы преждевременно («хотя, скорее всего, это так»).

По информации осведомленных источников, проведенные за последние годы исследования предметов из собрания Йоханнеса Миккеля (живопись, фарфор и прочее) показали, что среди них довольно много поздних реплик и просто подделок, которые покойный коллекционер искренне считал оригиналами. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+