18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Две подмосковные усадьбы уйдут с молотка

Пресс-служба Министерства культуры Московской области сообщила о намеченной на декабрь продаже двух подмосковных усадеб в рамках программы «Зеленый коридор». На торги выставлены принадлежавшая отцу литератора Александра Герцена усадьба первой четверти XIX века Покровское-Засекино в Одинцовском районе и имение Дедешино, расположенное в Солнечногорском районе. Последняя усадьба — пример архитектурного ансамбля 1770-х годов, сохранившего редкие для Подмосковья постройки — раннеклассицистические флигеля. Стартовая цена каждой усадьбы — 26 млн руб.

Концепцию государственной поддержки, гарантий и контроля для частных инвесторов в сфере реставрации объектов культурного наследия «Зеленый коридор» реализует ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России». Специализированная организация занимается продажей объектов культурного наследия с обязательством их восстановления инвестором. Основные задачи подведомственного министерству акционерного общества — сохранение русской усадьбы, восстановление архитектурных ансамблей в первозданном виде, но с одновременным приспособлением к использованию в современных условиях. Предполагается, что это станет возможным благодаря двойному контролю за реставрацией со стороны Министерства культуры РФ и Росимущеcтва. По словам генерального директора акционерного общества Вадима Соловьева, возглавляемая им организация не намерена конкурировать с прочими структурами, которые занимаются продажей усадеб или реализацией арендной программы «Рубль за метр» (в частности, с 2012 года такая программа действует в Москве и с 2013 года — в Подмосковье). В настоящее время дирекция на правах собственности владеет семью подмосковными усадьбами разной степени сохранности.

Подготовка объектов культурного наследия к продаже по программе «Зеленый коридор» предполагает комплексную оценку усадьбы, уточнение зон охраны на земельном участке и даже разработку предварительного проекта реставрационных работ (включая смету). Вадим Соловьев обещает, что дирекция окажет будущим покупателям усадеб «помощь в разработке проекта реставрации и его согласовании в кратчайшие сроки, а также рассрочку выплаты стоимости объекта на весь срок проведения работ (до семи лет). Режим использования усадьбы не регламентируется — это может быть и жилье, и гостиничный комплекс, и частный пансионат».

После проведения открытых торгов по объекту культурного наследия инвестор, приобретший усадьбу, платит лишь 20% от стоимости комплекса и получает его в пользование на условиях аренды на период проведения реставрационных работ. При этом функции заказчика-застройщика берет на себя Распорядительная дирекция, она же контролирует сроки реализации проекта и качество реставрации. Переход права собственности на объект к инвестору возможен только после завершения работ по согласованному графику, ввода его в эксплуатацию и оплаты всей выкупной стоимости. При этом у предназначенных к продаже объектов определены охранные зоны, соответственно, новое строительство на территории усадеб запрещено.

Заместитель министра культуры Григорий Пирумов видит в подобных программах единственный способ дальнейшего выживания русских усадеб, которые год за годом разрушаются в отсутствие хозяина и подлинного назначения. Он рассказал информагентству ТАСС о том, как предполагается расходовать деньги, вырученные от продажи усадьб: «Средства могут быть направлены на разные цели в зависимости от решения совета директоров ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России». По закону 25% должны быть уплачены в качестве дивидендов РФ в бюджет. В расходовании оставшихся 75% варианты возможны такие: отдать все государству или направить средства на восстановление одного из объектов, которые находятся в распоряжении дирекции. Некоторые из них в нынешнем состоянии для инвесторов непривлекательны».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+