Эта ярмарка создана группой из десяти парижских антикваров в противоположность Биеннале антикваров (Biennale des antiquaries). Насколько биеннале грандиозна и парадна, настолько Paris Tableau невелика и скромна. Впрочем, скромна только в отношении декора: никаких дизайнерских изысков здесь нет, лишь роскошный классицистический потолок Пале-Броньяр — и содержимое стендов. В ярмарке участвует всего 24 галереи, примерно половина из них французские, остальные — итальянские, швейцарские, британские и американские. Они показывают только живопись старых мастеров — наверное, это самая узкоспециализированная ярмарка в мире, если не считать Салон рисунка, который уже полтора десятилетия проходит в том же Пале-Броньяр в марте. И это неудивительно: вдохновителем обеих ярмарок стал один из крупнейших арт-дилеров Парижа, потомственный антиквар Эрве Аарон (галерея Didier Aaron & Cie). Его стратегия — качество против количества, причем качество музейное, не имеющее отношения к сиюминутным движениям моды или арт-рынка. С Салоном рисунка это сработало — теперь на него собираются не только коллекционеры, но и музейные кураторы. Можно надеяться, сработает и с живописью, хотя первые сезоны Paris Tableau не принесли больших прибылей.
«Главное для нас, — говорит еще один антиквар из группы основателей, Бертран Готье (галерея Talabardon & Gautier), — это качество вещи, ее история. Очень важно, чтобы вещь была интересна и привлекательна визуально: мы нуждаемся в молодых и любопытных покупателях». На стенде этого антиквара собрано немало таких вещей. Например, портрет Наполеона на смертном одре, сделанный британским офицером, или портрет скульптора Жана Дампа эпохи модерн, на золотом с тиснением фоне, или картина Филиппа ван Брее начала XIX века с изображением мастерской женщин-художниц в Сорбонне (продается за €235 тыс.).
Цены на множество полотен укладываются в €150–300 тыс. Попадаются, конечно, и миллионные: полотно Франческо Гварди стоит £4,5 млн (галерея Charles Beddington), работы Питера Брейгеля Младшего в галерее De Jonckheere вряд ли могут стоить меньше миллиона, как и портрет дамы кисти Антониса Ван Дейка в Derek Johns. Или полотно «Охотники на уток» Филиппа Воувермана, некогда хранившееся в собрании князя Поля Демидова, из той же галереи.
И все же на стендах немало громких имен, цены на которые кажутся весьма сдержанными. Так, «Явление Христа Марии Магдалине» болонского живописца XVII века Франческо Альбани в галерее Canesso стоит €170 тыс. «Река с паромом и пловцами» Саломона ван Рейсдала у David Koetser Gallery продается за €280 тыс. «Портрет офицера при дворе Габсбургов» Франса Пурбуса Младшего в галерее Weiss оценен в €375 тыс. В ярмарке участвуют две галереи, специализирующиеся на старинных рамах; цены на эти резные, золоченые, иногда отделанные черепаховым панцирем и украшенные росписью предметы иногда могут поспорить со стоимостью живописи.
Серьезный настрой организаторов подчеркнут тем, что в рамках ярмарки они устраивают научную конференцию. В этом году она посвящена караваджистам — последователям Караваджо из Франции, Испании и Фландрии. Эту тему постарались поддерживать все участники — почти на любом стенде можно найти полотно, на котором разворачивается целая драма освещения, как, например, «Пан и Сирена» Луи Дориньи в галерее Canesso.
Но самые впечатляющие образцы сосредоточены на некоммерческой выставке, сопровождающей ярмарку. Это работы утрехтских караваджистов, например «Юноша, играющий на губной гармошке» Дирка ван Бабюрена и «Девушка» Иоанна Яна ван Бронкхорста, из коллекции Музея Утрехта. Выставка называется «Три коллекции — одна страсть». В ней, кроме музейных, участвуют полотна из собрания крупнейшего в Европе страховщика искусства AXA Art и частного фонда семьи де Бур из Амстердама.
На вернисаже было много народу с внешностью коллекционеров, среди которых был замечен Андрей Делос. О продажах пока не сообщается. Ярмарка продлится до воскресенья.