«Картина не считалась законченной, пока мы оба не почувствовали, что это так», — рассказывал Пикассо о 1910-х годах, когда вместе с Браком они придумали кубизм. А как только этикетки, куски газеты и другие случайные материалы вместе с живописью оказывались на холсте, тут же появлялся арт-дилер Даниель-Анри Канвайлер, чтобы продать очередную их работу в своей парижской галерее, с наглостью молодости уверяя своих клиентов, что однажды это будет висеть в Лувре. Теперь же, благодаря Леонарду Лаудеру, коллекционеру и экс-главе косметической компании Estée Lauder, такие знаковые для кубизма работы, как Деревья в Эстаке (1908) Брака, будут висеть в Метрополитен-музее. Выставленная впервые коллекция Лаудера — 80 картин, коллажей, рисунков и скульптур Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Хуана Гриса, Фернана Леже — после перейдет в собственность музея. Лаудер, собиравший ее около 30 лет, заявил о своем решении год назад. Тогда же было решено предварительно сделать выставку. Над ней работали куратор Метрополитен-музея Ребекка Рейбинау и куратор коллекции Лаудера Эмили Браун.
Рейбинау признается, что одним из самых неожиданных открытий в ходе подготовки выставки для нее стал юмор кубистов, особенно у Гриса. Он был буквально одержим Фантомасом — неуловимым преступником в маске, придуманным двумя французскими литераторами в 1911 году. В качестве примера этого увлечения куратор приводит коллаж Гриса Мужчина в кафе (1914) с изображением темной фигуры, спрятавшейся за газетой с заголовками статей о преступлениях.
Жизнь кубистов и их дилера радикально изменилась в августе 1914 года. Французы Брак и Леже ушли на фронт, Пикассо и Грис остались в Париже, а Канвайлер, на тот момент подданный Германии, вынужден был покинуть Францию. Его галерею конфисковали, а картины выставили на аукцион. Вернувшись в 1920 году в Париж, он попытался остановить распродажу, но безрезультатно. Один из натюрмортов Брака на выставке — Бутылка рома (1914) — еще хранит приклеенный к холсту номер лота с торгов в аукционном доме Drouot.