18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Москва советская не сразу строилась: без конкурсов не обходилось и тогда

№28
Материал из газеты

Музей архитектуры представит самые знаковые московские проекты 1920–1950-х

Это первая такого масштаба выставка в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева, полностью посвященная теме архитектурных конкурсов. Кураторы, Ирина Чепкунова и архитектор Сергей Чобан, предлагают зрителю ознакомиться с мало сегодня известной историей строительства в центре Москвы в 1920–1950-е годы. Выбраны семь знаковых зданий столицы, возведенных в результате проведения больших архитектурных конкурсов: построенная в 1930-е гостиница Моссовета («Москва»), на месте которой в 1920-е годы хотели воздвигнуть Дворец труда; здание редакции газеты «Известия» (Григорий Бархин), вместо которого планировалось построить здание московского отделения газеты «Ленинградская правда» (Константин Мельников, Илья Голосов, братья Веснины); Центральный телеграф (1929, Иван Рерберг); Библиотека им. В.И.Ленина (1928); Театр массового действия Всеволода Мейерхольда, на основе проекта которого возник Концертный зал им. П.И.Чайковского (1940, Дмитрий Чечулин); Военная академия им. М.В.Фрунзе (Лев Руднев) и, наконец, Центральный дом художника, спроектированный в 1960-е учениками Ивана Жолтовского. Всего в экспозиции будет около 70 экспонатов (макетов, рисунков, фотографий), представляющих как осуществленные проекты, так и нереализованные. Причем большинство предметов и документов извлекут из архивов музея впервые, в том числе отреставрированные к выставке рисунки к проекту Константина Мельникова для Академии им. Фрунзе, перекликающиеся с его знаменитым домом.

Фотографии, в свою очередь, позволят проследить, как выглядели конкретное место в городе до возведения нового объекта, сам процесс его строительства и нынешнее состояние.

Так посетители, по замыслу кураторов, смогут оценить масштаб произошедших изменений в городе и значительность понесенных при этом архитектурных потерь. Невольно должны возникнуть и параллели с современностью.

«Сегодня мы находимся в какой-то степени на грани, где одни защищают позиции неоклассики, а другие — архитектурного языка, найденного нашим временем. В 1920–1930-е годы происходило то же самое. Если посмотреть на архитектурные предложения того времени, то можно увидеть, что там  присутствовали и неоклассические, переходящие в ар-деко работы, отражающие зарождение сталинской архитектуры, и острые конструктивистские проекты», — говорит Сергей Чобан.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+