Музей Neue Galerie в Нью-Йорке был основан в 1996 году бизнесменом, филантропом и коллекционером Роналдом Лаудером и целиком посвящен немецкому и австрийскому искусству начала ХХ века, представленному его лучшими именами. А музейная коллекция работ Эгона Шиле (1890–1918) считается одной из лучших в мире. Так что нет ничего неожиданного в том, что именно там проходит эта выставка, сфокусированная на портретах Шиле. Причем впечатляющая размахом экспозиция из 125 работ (не только картин, но также рисунков и скульптур) включает вещи как из самого Neue Galerie, так и из других ведущих американских и европейских музеев и частных собраний. Среди них Портрет Герти Шиле (1909) из Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, Портрет Йоханна Хармса (1916) из Музея Соломона Гуггенхайма, Портрет жены художника (1915) из гаагского Гементемузеума, Автопортрет с павлином (1911) из одной крупной венской частной коллекции. Куратор выставки Алессандра Комини, ведущий в Америке специалист по творчеству Шиле, решила разбить экспозицию на шесть тем: семья и академия; друзья художника; модели и покровители; любимые женщины; эрос; автопортреты и аллегорические автопортреты. В отдельную тему выделен самый драматический момент в биографии Шиле — 24 дня, проведенные им в апреле 1912 года в тюрьме за непристойное поведение. После он был оправдан, но стал свидетелем того, как судья сжег один из его рисунков прямо в зале заседания.
В этом разделе воссоздана даже атмосфера камеры заключения и представлены тюремные дневники художника, где он размышляет о постигших его бедах. «Тюремное заточение не изменило его честный, бесстрашный взгляд на отношения между полами. Он продолжал создавать эротические образы и дальше, — говорит Комини. — Кто говорил о мастурбации до Шиле? Кто изображал это до Шиле? Даже Зигмунд Фрейд испытывал неловкость, разговаривая на эту тему с сыном, считая, что подавленные сексуальные желания проявляются лишь снами. Для Шиле же сексуальность была внешней силой, которая движет Вселенной». Его автопортреты не менее откровенны и беспощадны, чем эротические рисунки. «Они были его датчиками температуры: кто я? где я сейчас? зол ли я? что я испытываю сейчас?» — поясняет куратор. Столь же откровенен Шиле по отношению к любимым женщинам. К сожалению, на выставку не удалось заполучить портрет его преданной подруги Уолли Нойзель из Музея Леопольда в Вене. Конфискованная нацистами у еврейского дилера в Вене в 1939 году, в 1997 году картина стала поводом для 13-летнего спора о возвращении ее наследникам. В тот момент портрет хранился в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а венский музей после решения суда вернуть его наследникам приобрел работу в 2010 году за $19 млн.
Шиле бросил Уолли и в 1915 году женился на Эдит Хармс, девушке из буржуазной семьи. Как и Уолли, Эдит стала героиней многих его портретов. Комини опровергает распространенное мнение, что Шиле женился из меркантильных соображений. «Я бы не сказала, что он «продался». Он был в поиске», — говорит она.