18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жан-Юбер Мартен готовит беспрецедентный проект в ГМИИ

В 2020 году, когда главное здание музея закроется на реконструкцию, французский куратор получит в свое распоряжение все пустующие залы

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представили новый проект Жан-Юбер Мартена, беспрецедентный по размаху и замыслу. Задуманный вместе с московским музеем, он состоится в начале 2020 года под названием «Древние украли все наши идеи» (цитата из Марка Твена).

Жан-Юбера Мартена вряд ли надо представлять. Его яркие, порой экстравагантные выставочные проекты, максимально расширяющие границы того, что принято считать искусством, вызывают одновременно восхищение и критику как у прессы, так и у зрителя, каждый раз становясь заметным событием, куда ломится публика. Таким событием была и недавняя выставка «Карамболь» в Гран-пале в Париже. Как рассказала директор ГМИИ Марина Лошак, под сильным впечатлением от этой экспозиции она предложила Мартену что-то подобное сделать и в Москве.

Мартен связан с Россией большими знаковыми проектами. В легендарных уже «Москва — Париж» (1979) и «Париж — Москва» (1981) он выступал сокуратором, а в 2009 году был куратором основного проекта III Московской биеннале современного искусства, поэтому с воодушевлением подхватил идею Лошак.

Но почему этот проект нужно обсуждать настолько заранее, почти за три года до выставки?

Во-первых, к 2020 году главное здание музея закроется на реконструкцию, и куратор получит в свое распоряжение все пустующие залы, где останутся только цветаевские слепки, которые предполагается включить в экспозицию. Во-вторых, Мартену предстоит посетить множество столичных и провинциальных музеев для подбора экспонатов, причем музеев непрофильных и самых что ни на есть экзотических, если учесть, что речь идет о выставке в художественном музее. Это Геологический музей, Зоологический музей, Дарвиновский музей, петербургская Кунсткамера и другие этнографические музеи. Дело в том, что главная кураторская идея Мартена — свести в одном пространстве разные эпохи, культуры и цивилизации, произведения искусства и самые неожиданные артефакты.

«Мы все привыкли к тому, что выставки в музее делаются по историческому принципу, по правилам истории искусства, выработанным еще в XIX веке. Мне же хочется, чтобы зритель испытал эмоции, смотрел и размышлял, как это происходит в театре или на концерте. Мы же не приходим туда за информацией!» — говорит куратор. Именно с этой целью артефакты, подобранные в непрофильных собраниях, будут соседствовать с произведениями искусства разных эпох (живопись, графика, скульптура) из самого ГМИИ и других художественных музеев — как российских, так и западных.

Но это вовсе не значит, поясняет Мартен, что экспозиция станет чем-то вроде кабинета древностей и раритетов, которыми увлекались коллекционеры Европы и России прошлых веков. Все эти предметы из разных культур, цивилизаций и эпох: произведения искусства и артефакты из Африки и Океании, исламское и западноевропейское искусство — выстроят в четко продуманную драматургию, составленную пока что приблизительно из 30 самых разных визуально разворачивающихся историй. Это, например, пять чувств, переданных с помощью аллегорических (и не очень) произведений искусства, это война и смерть, красота и уродство, особенности карнавальной культуры и даже знаковые (то есть документальные) истории самого ГМИИ — от знаменитой выставки картин из Дрезденской галереи в 1955 году до «Декабрьских вечеров», идея проведения которых принадлежит Ирине Антоновой, фигура которой уникальна уже сама по себе.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+