В конце 2017 года Музей изящных искусств в Генте выставил в своей постоянной экспозиции 24 произведения, принадлежащие Фонду Дилегем и собранные Игорем Топоровским. Судя по этикеткам, они были представлены как работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой, Владимира Татлина, Любови Поповой, Александры Экстер, Павла Филонова, Александра Родченко, Михаила Ларионова, Лазаря Лисицкого, Алексея Явленского, главных мастеров русского искусства 1910–1920-х годов. Эту атрибуцию полностью приняла и поддержала директор музея г-жа Катрин де Зегер, которая объявила прессе, что столь значительный новый, доселе неизвестный материал даст возможность переписать историю русского авангарда.
Между тем множество специалистов, в основном искусствоведы из России, посетившие выставку или ознакомившиеся с ней по фотографиям, публично выразили сомнения в подлинности представленных картин. Дело было не только в самих произведениях, не соответствующих стилистическим и качественным показателям работ великих русских мастеров. В конце концов, по фотографиям нельзя составить окончательного мнения! Но историки искусства — специалисты по русскому авангарду заявили категорично о несостоятельности всех версий происхождения картин, собранных Топоровским, и публично обосновали свои суждения в средствах массовой информации. Никто, кроме г-на Топоровского и г-жи де Зегер, не взялся защищать подлинность выставленных работ. Частный коллекционер волен собирать и демонстрировать, что ему угодно, в том числе и подделки. Но директор музея в рамках своих профессиональных обязанностей и в пространстве руководимой им публичной институции не должен позволять себе подобной вольности. В данном случае показ сомнительного происхождения работ, вызвавший острую негативную реакцию экспертно-критического сообщества, не только наносит ущерб репутации музея, но и дискредитирует общекультурную и эстетическую значимость наследия великих русских художников ХХ века.
Никто не застрахован от ошибки, особенно если речь идет о непрофильном материале, каким для гентского музея является русский авангард. Допуская добросовестность заблуждений госпожи де Зегер, группа специалистов из разных стран обратилась к ней с открытым письмом, призывая провести научную экспертизу.
Мы, члены российской секции AICA, крайне озабочены происходящим. Катрин де Зегер хорошо знакома с российскими специалистами, она неоднократно бывала и в Государственной Третьяковской галерее, и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, лично знакома с директорами этих институций и, без сомнения, могла без труда получить консультации лучших российских экспертов, но не сделала этого. Хотелось бы, чтобы госпожа де Зегер объяснила свою позицию, что принципиально важно для сохранения доверия в профессиональной среде.
Мы призываем наших бельгийских коллег, а также сотрудников галерей и музеев других стран проявлять повышенную осторожность и не соглашаться на экспонирование, публикации и участие в коммерческом обороте произведений русских художников без научно подтвержденного провенанса и надежной проверки их подлинности.
Леонид Бажанов
Екатерина Бобринская
Тамара Галеева
Нина Геташвили
Ирина Горлова
Антонио Джеуза
Андрей Ерофеев
Галина Загянская
Михаил Каменский
Александр Саминский
Карина Караева
Ирина Карасик
Евгения Кикодзе
Андрей Ковалев
Елена Кульчинская
Елена Куприна-Ляхович
Людмила Лиманская
Юлия Лидерман
Красимира Лукичева
Виталий Пацюков
Елизавета Плавинская
Ирина Пронина
Алиса Прудникова
Елена Селина
Наталья Семенова
Наталья Тамручи
Анна Толстова
Игорь Чириков
Ирина Чмырева
Анна Чудецкая
Ольга Холмогорова
Анна Гор
*Список может обновляться