18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Грубое, индустриальное, трепетное, уязвимое

№91
Материал из газеты

Американский критик Хэл Фостер рассуждает об эстетике брутального на примерах одного философа, двух живописцев и двух скульпторов

После Второй мировой войны многие художники и скульп­торы обратились к абстракции, и тогдашнее перемещение центра мира искусства из Парижа в Нью-Йорк (искусно описанное Сержем Гибо и другими) происходило на фоне крепнущего господства абстрактного экспрессионизма. Были, однако, и другие отклики на послевоенные обстоятельства — им и посвящена новейшая книга Хэла Фостера «Грубая эстетика». Этот труд родился из серии выступлений Фостера в 2018 году на престижных чтениях «Лекций по изобразительному искусству памяти Э.У.Меллона» в вашингтонской Национальной художественной галерее.

Автор вместе с читателями отправляется в научное путешествие, посвященное работам одного философа (Жорж Батай), двух художников (Жан Дюбюффе и Асгер Йорн) и двух скульп­торов (Эдуардо Паолоцци и Клас Ольденбург). Главная тема книги Фостера — поворот, произошедший в жизни и творчестве этих его героев в период 1945–1965 годов. Они осваивают «самое примитивное и брутальное», и каждый «предлагает свою версию грубой эстетики, в которой искусство очищается, становясь обнаженным». Истоки и пути обретения «почвы для грубой эстетики» весьма разнообразны: наскальные рисунки (Батай), фигуры «полулюдей» (Йорн), индустриальный металлолом (Паолоцци), городской мусор (Ольденбург).

Книга начинается с рассказа о Дюбюффе — и еще до текста возникает фотография Арнольда Ньюмана, на которой художник выступает в защиту своих «грубиянов». Хотя для многих читателей наиболее узнаваемы прежде всего архитектурные варианты «нового брутализма» — шероховатые, фигурные, из тяжелого бетона здания 1950–1970-х годов. Фостер заявляет, что это движение — главная тема его большого труда, однако фокусируется на тех случаях «отвержения классических стандартов красоты», которые почти не касаются архитектуры. 

Обсуждая Батая, он говорит о его качествах ученого и писателя. Однако аргументация автора наиболее сильна в главах о художниках. Работы Паолоцци, связанные с заводской сборкой и художественной «пересборкой», затрагивают вопросы, поднятые архитекторами Элисон и Питером Смитсон — о том, как найти «грубую поэзию» в ситуации, когда ремесленное производство вытеснено массовым. Определение Фостером этих проектов как «аватаров выживания» придает свежесть и новизну главе о Паолоцци.

Также автор книги глубоко вникает в эксперименты Ольденбурга со скульптурной мягкостью (и ее противоположностью — твердостью). Для скульптора эти свойства неразрывно связаны с телом, «твердым, как кость, и мягким, как жир». Телесные аналогии приводят Фостера к исследованию ряда других сексуальных референций, которые заложены в творчестве Ольденбурга. 

В заключительной части книги автор обращается к фигуре Микки-Мауса, анализируя ее использование Ольденбургом в некоторых произведениях. Как утверждает исследователь, мышонок здесь выступает не просто в качестве логотипа корпорации Уолта Диснея, но и как талисман «темных сил капитализма». И в финале Фостер сожалеет, что ему не удалось закончить книгу на «победной ноте»: трансформации образа Микки у Ольденбурга свидетельствуют как раз о том, что к концу 1960‑х «грубая эстетика уже не подходила обществу спектакля».

Материалы по теме:
XX век закончился без нас
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
7
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+