18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главные выставки 2024 года: «амазонки авангарда», а также отдых до революции и труд в эпоху конструктивизма

Кризис тематического однообразия прошлого года преодолен: музеи обращаются к старым, безотказно срабатывающим сюжетам, и нащупывают новые темы, все больше погружаясь в свое наследие и фонды российских собраний

«Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917 - 1937»

Центр «Зотов»

Название выставки вполне четко передает ее замысел. Это будет рассказ о том, на что именно была нацелена архитектура конструктивизма, лидеры которой занимались проектированием не только зданий, но и психики «нового советского человека», который должен был в этих зданиях жить и работать по совершенно новым правилам передового советского общежития и совместного творчества. Как обычно для «Зотова» (подобные ожидания от центра за прошедший с его открытия год для нас уже вошли в привычку), нам обещают всех ключевых мастеров той эпохи.

6 марта — 14 июля

Виктория Белаковская. «Тракторный сборочный цех. Стена главной конторы». Из серии «Тракторстрой». 1930. Фото: Коллекция Романа Бабичева
Виктория Белаковская. «Тракторный сборочный цех. Стена главной конторы». Из серии «Тракторстрой». 1930.
Фото: Коллекция Романа Бабичева
«Русский феникс: Суздальская земля»

Архиерейские палаты Суздальского кремля, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Суздаль

Совместная выставка Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и Музеев Московского Кремля будет посвящена 1000-летию Суздаля и соединит лучшие экспонаты из двух музеев, в том числе те вещи из Оружейной палаты, которые покидают ее крайне редко. Выставка посвящена тому, как Суздальское княжество вновь и вновь возрождалось после многочисленных исторических коллизий и вражеских нашествий. Помимо исторических драгоценностей, редких тканей и оружия, большая роль будет отведена иконам. Из Успенского собора Московского Кремля приедет Спас Златые Власы XII века и написанная для владимирского Успенского собора Богоматерь Владимирская, предположительно созданная Андреем Рублевым или художниками его круга.

12 июня — осень

Потир. Владимиро-Суздальская Русь. Начало XIII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Потир. Владимиро-Суздальская Русь. Начало XIII в.
Фото: Музеи Московского Кремля
«Столица и усадьба»

Музей русского импрессионизма

Среди советских библиофилов журнал «Столица и усадьба», выходивший в 1913–1917 годах, был культовым, да и сейчас остается таковым. Благодаря его страницам с цветными иллюстрациями, перед нами разворачивается потрясающая панорама дореволюционной повседневной жизни в поместьях и дворцах, светской жизни и художественных событий. В Музее русского импрессионизма, славящегося умением выбирать необычные темы выставок, соберут множество произведений искусства, репродукции которых были впервые напечатаны на страницах этого «первого русского глянца». Портреты аристократок и представительниц богемы, интерьеры, даже породистые домашние любимцы — и все это кисти ведущих мастеров Серебряного века (ведь светская фотохроника еще находилась в зачаточном состоянии).

20 июня — 6 октября

Константин Вроблевский. «Усадьба». 1913. Фото: Собрание Михаила Суслова
Константин Вроблевский. «Усадьба». 1913.
Фото: Собрание Михаила Суслова
«Подруги. К юбилею Варвары Степановой»

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Показав в 2021 году интернациональный проект «Музы Монпарнаса», посвященный художницам Парижа, многие из которых происходили из Российской империи, Пушкинский музей решил рассказать о следующем поколении женщин-творцов, сделав фокус более «русским». Что вызвано не только требованиями момента, но и тем, что наши женщины в искусстве 1920–1950-х годов — это действительно особенное явление. То самое, что получило название «амазонки авангарда», все еще звонкое, хоть постепенно и превращающееся в штамп. Проект построен вокруг фигуры одной из них — Варвары Степановой, жены и соратницы Александра Родченко, и дополнен произведениями ее современниц — художниц Любови Поповой, Ольги Розановой, Надежды Удальцовой, Александры Экстер. А также на выставке вспомнят Лилю Брик, Эсфирь Шуб и многих других.

24 июня — 22 сентября

Александр Родченко. Портрет Варвары Степановой. «Очарованный паж». 1915. Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Александр Родченко. Портрет Варвары Степановой. «Очарованный паж». 1915.
Фото: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Образ и пространство»

Дом культуры «ГЭС-2»

Проект под рабочим названием «Образ и пространство» создается кураторами Франческо Бонами и Зельфирой Трегуловой. Они решили сопоставить квадрат живописного холста как символическое пространство и квадрат городской площади. «Прогуливаться по городской площади — все равно что бродить взглядом по пространству картины», — говорят кураторы, обещающие обозначить связи между картинами и архитектурой здания «ГЭС-2». На выставку собираются привезти множество шедевров, начиная с «Черного квадрата» Казимира Малевича, присутствие которого тут напрашивается, а также работы Энди Уорхола, Доменико Ньоли и других иностранных авторов из собрания фонда V–A–C и Музея Людвига в Русском музее. Специально для выставки «ГЭС-2» закажет несколько новых произведений современным российским авторам.

Июнь — октябрь

Казимир Малевич. «Черный квадрат». 1915. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Казимир Малевич. «Черный квадрат». 1915.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
«Любовь Попова»

Еврейский музей и центр толерантности

Еще один проект на такую эффектную и одновременно безопасную сейчас тему, как «амазонки авангарда» (кстати, вы в курсе, что это словосочетание теперь воспринимается как замшелое и дискриминационное?). Это будет первая за 35 лет выставка Любови Поповой в Москве. Готовят ее «Энциклопедия русского авангарда» в лице великого знатока этого направления Андрея Сарабьянова и Третьяковская галерея, куратором от которой была Ирина Пронина, курировавшая прорывную выставку Поповой в музее еще в 1989 году. Увы, Ирина Пронина скончалась в октябре 2023 года, так что для нее этот проект, где представлено около 200 произведений и множество архивных материалов, будет посмертным.

28 октября 2024 — 27 февраля 2025

Любовь Попова. «Вид на Бирск». 1916. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Любовь Попова. «Вид на Бирск». 1916.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
«Передвижники»

Государственная Третьяковская галерея

Выставка, которой откроется новый корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной, строится вокруг искусства передвижников. Помимо символических достижений, это первый за последние 50 лет большой экспозиционный проект, посвященный Товариществу передвижных художественных выставок — самому крупному русскому арт-движению XIX века. Как говорит о первой выставке в стенах нового здания директор музея Елена Проничева, «это будет интересный, знаковый проект, достойный открыть новое пространство, которое мы так долго ждали». Здесь мы увидим все главные имена и ключевые работы, многие из которых были куплены самим Павлом Третьяковым.

Ноябрь 2024 – март 2025

Илларион Прянишников. «В ожидании шафера». Фото: Wikimedia Commons
Илларион Прянишников. «В ожидании шафера».
Фото: Wikimedia Commons
«Восточный музей Петра Щукина»

Государственный музей Востока

Прошедшая в 2019 году в Пушкинском музее выставка «Сергей Щукин. Биография коллекции» поведала широкой публике, что у знаменитого собирателя импрессионистов было еще трое братьев, каждый из которых тоже был заражен вирусом коллекционирования искусства. Музей Востока в соответствии со своей тематикой решил подробнее рассказать об одном из братьев — Петре, который на первом этапе его хобби интересовался ориентализмом. Эта часть коллекции, осевшая в фондах Музея Востока, включает турецкий и иранский текстиль и индийские миниатюры. Помимо этих предметов, на выставке будут архивные материалы, рассказывающие о жизни Петра Щукина и об истории его собрания.

Осень

«Бабур у ворот крепости в Андижане» из рукописи «Бабур-Наме». Северная Индия. XVI в. Фрагмент. Фото: Государственный Музей Востока
«Бабур у ворот крепости в Андижане» из рукописи «Бабур-Наме». Северная Индия. XVI в. Фрагмент.
Фото: Государственный Музей Востока
«Каспар Давид Фридрих и Россия. К 250-летнему юбилею Каспара Давида Фридриха»

Государственный Эрмитаж

Главный романтик немецкой живописи пользовался большой популярностью у русских покупателей. В первую очередь благодаря тому, что в его творчество был влюблен Василий Жуковский — не только поэт, но и учитель членов царской семьи и влиятельный, как сказали бы сегодня, инфлюэнсер. В России оказалось: у Романовых — восемь его работ, у Жуковского — девять картин и пятьдесят рисунков, также его покупали Барятинские, Вяземские и многие другие. В итоге современная эрмитажная коллекция Фридриха — на зависть даже немецким музеям. Решение провести ретроспективу мастера в год его 250-летия — логично и безошибочно.

7 декабря 2024 — 30 марта 2025

Каспар Давид Фридрих. «Исполиновы горы».  Фото: Государственный Эрмитаж
Каспар Давид Фридрих. «Исполиновы горы».
Фото: Государственный Эрмитаж
«Драгоценности! Блеск русского двора»

Государственный исторический музей

Редкая возможность увидеть в Москве собрание драгоценностей Романовых и их придворных из Бриллиантовой кладовой Эрмитажа. Ювелирные изделия российских мастеров, начиная, конечно, с фирмы Фаберже, и их западных коллег, чью продукцию приобретала царская семья (а они в брендах разбирались: Cartier, Lalique, Tiffany), предстанут на выставке в окружении соответствующих аксессуаров, бальных платьев и мундиров, а также в сопровождении картин, на которых запечатлены обладатели этих украшений и предметов и их повседневная — весьма роскошная — жизнь.

17 декабря 2024 — 12 мая 2025

Платье вечернее императрицы Александры Федоровны. Мастерская А. Бризака, Санкт-Петербург. 1900-1901. Коллекция Эрмитажа. Фото: Государственный исторический музей
Платье вечернее императрицы Александры Федоровны. Мастерская А. Бризака, Санкт-Петербург. 1900-1901. Коллекция Эрмитажа.
Фото: Государственный исторический музей
Выставка к 225-летию Карла Брюллова

Государственный Русский музей

Ретроспектива самого яркого русского живописца первой половины XIX века развернется в интерьерах Михайловского замка, как нельзя лучше подходящих к роскоши его полотен. Помимо ключевых, самых узнаваемых работ, на выставке обещают показать ряд находок, произведений Брюллова, которые никогда не выставлялись и лишь недавно были атрибутированы. Готовясь к выставке, реставраторы музея занялись самым знаменитым его шедевром — гигантским «Последним днем Помпеи». Основной задачей реставрации, которая пройдет прямо в музейном зале, будет открытие авторского слоя живописи за счет очистки наслоений потемневшего лака. Также известно, что на выставке будет представлена уникальная религиозная работа Брюллова — написанный на просвечивающемся стекле (так называемый транспарент) «Христос во гробе», конфискованный в 2003 году у коллекционеров Певзнеров.

Конец 2024 года

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи». 1830-1833. Фото: Государственный Русский музей
Карл Брюллов. «Последний день Помпеи». 1830-1833.
Фото: Государственный Русский музей
Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+